Теория недели 10.12 - 15.12.2012

Тема: Команды организации циклов.

 

Цель: Познакомиться с  командами организации циклов со счетчикам.

 

Знать: Синтаксис операторациклы со счетчиком. Что такое  начальное и конечное значение цикла.

 

Уметь: Объяснять назначение циклов со счетчиком и циклов с условием. Ставить условия окончания и условия продолжения цикла.

 

Программирование повторений

 

   В языке VisualBasic есть еще одна не мало важная конструкция – это циклы. Именно эта конструкция обеспечивает характерный для любого языка программирования способ обработки информации. Он называется повторением. Используя циклические (повторяющиеся) действия можно добиться интересных эффектов. Например, рисование диска, звездного неба, рядов однородных объектов и т.д.

 

   В VisualBasic циклы – это многострочные операторы двух видов: циклы со счетчиком и циклы с условием.

 

   Повторение – это многократное выполнение одного или нескольких команд алгоритма.

 

   Цикл – это оператор языка программирования, с помощью которого это повторение будет выполнять компьютер – исполнитель алгоритмов.

 

Задача 3. Вычислите и напечатайте квадраты чисел: 1, 2, 3, 4, …, 100. То есть получить результат: 1, 4, 9, …, 10000. Алгоритм будет такой:

 

  1. Возьмем переменную и назовем ее – к.
  2. Присвоим к= 0
  3. к=к+1
  4. к=к^2
  5. Напечатаем результат
  6. Многократно (100 раз) повторяем выполнение команд с пункта 3 по 5.

 

Задача 4. Найдите сколько в среднем учится учащихся в одном классе вашей школы, при условии что у вас есть списки учеников всех классов. Алгоритм будет такой:

 

  1. Возьмем переменную  n, номер класса.
  2. Присвоим n = 0
  3. Возьмем переменную  s, количество учащихся.
  4. Присвоим  s = 0
  5. n=n+1
  6. s=s+количество учащихся в классе n
  7. Пункты 5 и 6 будем выполнять до тех пор пока списки не закончатся.
  8. Полученную сумму S разделим на n
  9. Напечатаем результат.

 

Алгоритм Задачи 4 сложнее, так как заранее мы не установили количество повторений. Так как нам не было известно количество списков. Для задач типа Задачи 3 в программировании используют циклы со счетчиками, а для задач типа Задачи 4 циклы с условием.

 

   В циклах со счетчиками используют переменную, которую называют счетчиком, значение которой изменяется при каждом новом повторении. Значение счетчика изменяется от некоторого начального значения, до некоторого конечного значения.

 

   Во втором случае счетчика нет, повторяющиеся действия выполняются до тех пор, пока не станет истинным или ложным некоторое условное выражение, которое называется условием окончания или условием продолжения цикла. В Задаче 3 можно было бы использовать цикл с условием: к>100 – условие окончания цикла, или к<=100 – условие продолжения цикла.

 

 Задача 5. Вычислите и напечатайте сумму квадратов чисел: 1, 2, 3, 4, …, 100. пусть накапливающаяся сумма периодически присваивается переменной типа Integer. Как вы думаете, доработает ли до конца этот алгоритм?

 

 Задача 6. Сформулируйте условие окончания или условие продолжения цикла,  к задаче 5.

 

Циклы со счетчиком

 

При программировании циклов со счетчиками используют оператор ForNext. Это многострочный оператор, его синтаксис такой:

 

ForИмя = Значение 1ToЗначение 2 [StepЗначение 3]

       ПовторяющиесяОператоры

Next [ Имя]

 

 Имя – это имя переменной называемой счетчиком, еще называют индексом цикла.

 

Значение 1 – начальное значение счетчика

 

Значение 2 – конечное значение счетчика

 

Значение 3величина, на которую изменяется значение счетчика, еще называют шагом цикла(ключевое словаStepозначает Шаг).

 

Повторяющиеся Операторы – это та часть программы которая повторяется один или несколько раз.

 

 

Задача 7. Создайте проект «Числа»

 

1 этап: Постановка задачи. По щелчку командной кнопки на форме появляются число 0, 20, 40, 80, 100.

 

 2 этап: Создание формы и установка свойств компонентов

 

Элемент управления

Свойства элемента управления

Форма

Name – Form1:Caption – Числа

Кнопка

Name – Command1:Caption – Пуск

 

3 этап: Ввода текста программы.

 

Private Sub Command1_Click()

 

For i = 0 To 100 Step 20

 

Print i

 

Next i

 

End Sub

 

Задача 8. Измените, программный код так, чтобы на форму были выведены числа:

 

  1. 1. 1, 2, 3, 4, 5,…, 50

c. 1, 4, 9, …, 10000

  1. 2. 1, 3, 5, 7,…, 25

d. 1, 8, 27,…, 1000

 

Практические задания

 

 

 

Задача 1. Создайте проект «График функции»

 

1 этап: Постановка задачи. По щелчку командной кнопки, на форме появляются график квадратичной функции.

 

 2 этап: Создание формы и установка свойств компонентов.

 

Элемент управления

Свойства элемента управления

Форма

NameForm1:Caption– График функции

Кнопка

Name – Command1:Caption – Пуск

 

3 этап: Ввода текста программы.

 

Private Sub Command1_Click()

 

‘установка масштаба и построение осей

 

Scale (-10, 10)-(10, -10)

 

Line (-10, 0)-(10, 0)

 

Line (0, -10)-(0, 10)

 

Form1.DrawWidth = 2

 

For a = -9 To 9

 

PSet (a, 0): Print a

 

Next a

 

For o = -9 To 9

 

PSet (0, o): Print o

 

Nexto

 

‘построение графика

 

For x = -3 To 3 Step 0.1

 

y = x ^ 2

 

PSet (x, y), RGB(255, 0, 0)

 

Next x

 

End Sub

 

Задача 2. Создайте проект «Ряды фигур».

 

Определите все этапы работы над проектом, установите свойства компонентов и напишите программный код.

Задача 3. Создайте проект «Графики».  Спроектируйте приложение, с помощью которого можно построить графики различных функций. Например: y=sin(x), y=cos(x), y=tan(x), y=1/x