Теория недели 01.10 - 06.10.2012

Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики

1.1. В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура - компьютеры (ЭВМ), принтер, другие технические средства. Поэтому:

- бережно обращайтесь с этой техникой;

- спокойно не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

1.2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ - системный блок, клавиатура и монитор. Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Поэтому строго запрещается:

- трогать разъемы соединительных кабелей;

- прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

- прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

- включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

- класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

- работать во влажной одежде и влажными руками.

1.3. Перед началом работы:

- убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места;

- сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

- разместите на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на компьютере;

- внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращайтесь к преподавателю;

- начинайте работу только по указанию преподавателя.

1.4. Во время работы компьютера лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

Поэтому надо работать:

- на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения - в очках.

1.5. Во время работы:

- строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

- следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;

- плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

- не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

- работайте на клавиатуре чистыми руками;

- никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

- не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от электротока

Поражение электротоком может варьировать от незначительных болевых ощущений при отсутствииорганических и функциональных изменений до ожогов III—IV степени (обугливание) и шока.

При поражении электротоком следует быстро отключить ток,  освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности по нераспространению тока на лиц, участвующих в оказании помощи (освободить пострадавшего в резиновых перчатках или обернуть руки сухой тканью, встать на сухую доску или коврик и т. п.).

При поражении электротоком следует обратить внимание на дыхание и сердечно-сосудистую систему.

В случае остановки дыхания и сердечной деятельности немедленно начать непрямой массаж сердца (надавливание ладонями быстрыми толчками в области середины грудной кости,  ближе слева, в ритме 40— 60 толчков в минуту) и искусственное дыхание рот в рот (предварительно закрыть нос пострадавшему и,  вдохнув полной грудью, выдохнуть через марлю или носовой платок в рот пострадавшему) или рот в нос (предварительно закрыть рот пострадавшему и через марлю или носовой платок аналогичным образом осуществлять выдох в нос). Искусственное дыхание проводят с частотой 16—18 раз в минуту. Одновременно вызывают специализированную бригаду скорой помощи.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводят до полного восстановления или до оказания специализированной помощи.

При ослаблении сердечной деятельности и дыхания необходимо обеспечить подачу нашатырного спирта, влить в рот чайную ложку или 25 капель кордиамина, провести похлопывание по щекам.

При повреждении кожи наложить стерильную повязку и направить пострадавшего к врачу. Поврежденную поверхность кожи вокруг ожога следует обработать зеленкой или розовым раствором марганцовки.

 Упражнения для глаз

Для снятия напряжения глаз можно рекомендовать ряд упражнений, которые могут индивидуально проводить работающие на компьютере в зависимости от уставаемости глаз.

Вариант 1.

Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их,  расслабив мышцы глаз. Дыхание ритмичное. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор в течение трех полных ритмичных дыханий. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд, затем посмотреть вдаль прямо. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

Часто открывать и закрывать глаза (моргать) в течение 20-30 с.

 

Вариант 2.

Очень медленно вращать глазами. Вдыхая, смотреть вправо, затем вверх,  выдыхая - влево и вниз. Затем устремить взор вдаль. Повторить комплекс упражнений, направляя взгляд в противоположную сторону. Проделать упражнения 4-5 раз в одну и 4-5 раз в другую сторону.

Для улучшения фокусировки глаза посмотреть на кончик носа, потом сразу перевести взор вдаль. И в том и в другом случае взгляд задерживается на несколько секунд. Повторить эти упражнения 4-5 раз.

Закрыть глаза на 3-5 с и затем открыть глаза на такое же количество времени. Упражнение повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор вверх - прямо - вниз.

 Домашнее задание: повторить единицы измерения информации.

Решение задач на перевод единиц измерения информации 

1. Переведите в байты:

1.     8000 бит = _________ байтов

2.     1024 бита = ________ байтов

2. Переведите в биты:

1.     10 байтов = _________ бит

2.     500 байтов = ________ бит

3.     1,5 Кб = ________ бит

4.     2 Гб = __________ бит

3. Переведите в килобайты:

1.     2048000 бит = __________ Кб

2.     10240 байтов = _________ Кб

4. Заполните пропуски числами:

а) 1, 5 Кбайт = _______ байт = 12288 бит

б) 1, 5 Гбайт =1536 Мбайт = _________ Кбайт

 

Решение задач на применение формул при расчете количества информации

1.       Двусторонняя дискета имеет объем 1200 Кбайт. Сколько до­рожек на одной стороне дискеты, если каждая дорожка содер­жит 15 секторов по 4096 бит?

2.       Какой объем имеет каждый сектор двусторонней дискеты ем­костью 1440 Кбайт, если каждая сторона дискеты разбита на 80 дорожек по 18 секторов на дорожке?

3.       Какой объем имеет двусторонняя дискета, если каждая сторо­на ее разбита на 80 дорожек по 20 секторов на дорожке? Объем каждого сектора 3072 бит.

4.       Сколько файлов размером 100 Кбайт каждый можно размес­тить на дискете объемом: 1) 1,2 Мбайт; 2) 1,44 Мбайт?

5.       В результате повреждения односторонней дискеты 10% сек­торов оказались дефектными, что составило 36864 байта. Какой объем имеет дискета?

6.       Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

7.       Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайта информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность использованного алфавита?

8.       Подсчитайте, используя алфавитный подход к измерению информации, сколько бит информации содержится в тексте, заключенном в кавычки: "Кодирование информации с помощью знаковых систем". Учесть, что между словами ставится только один пробел и для кодирования информации используется кодировка Windows CP1251(таблица кодировки содержит 256 символов).