Теория недели 26.11 - 01.12.2012

Формы представления моделей: описание, таблицы, формулы, графы, чертежи, рисунки, схемы.

Существуют разнообразные системы условных обозначений, символов, соглашений, относящихся к разным областям дея­тельности и пригодных для описания моделей. Подобную систе­му и правила использования ее элементов называют языком. Язык может быть разговорным, алгоритмическим, математиче­ским, языком кодирования и пр.

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разную форму представления, выражаться различными средствами. По степени формализации, строгости описания это многообразие можно условно разделить на образно-знако­вые и знаковые модели.

Ярким примером образно-зна­ковой модели является географи­ческая карта. Цвет и форма мате­риков, океанов, гор, изображен­ных на карте, сразу подключает образное мышление. По цвету на карте можно сразу оценить рель­еф. Например, с голубым цветом у человека ассоциируется вода, с зеленым — цветущий луг, рав­нина. Карта изобилует условными обозначениями. Зная этот язык, человек может получить достоверную информацию об ин­тересующем его объекте. Информационная модель в этом случае будет результатом осмысления сведений, полученных при помо­щи органов чувств и информации, закодированной в виде услов­ных изображений.

То же можно сказать о живописи. Неискушенный зритель воспримет картину душой, в виде образной модели. Но сущест­вуют некоторые художественные языки, соответствующие раз­личным живописным жанрам и школам: сочетание цветов, ха­рактер мазка, способы передачи воздуха, объема и т. д. Челове­ку, знающему эти условности, легче разобраться в том, что имел в виду художник, особенно если произведение не относится к реализму. При этом общее восприятие картины (информационная модель) станет результатом осмысления информации как в об­разной, так и в знаковой формах.

Еще один пример такой модели — фотография. Фотоаппарат позволяет получить изображение оригинала. Обычно фотогра­фия дает нам довольно точное представление о внешнем облике человека. Существуют некоторые признаки (высота лба, посадка глаз, форма подбородка), по которым специалисты могут опре­делить характер человека, его склонность к тем или иным по­ступкам. Этот специальный язык формируется из сведений, накопленных в области физиогномики и собственного опыта. Знающие врачи, взглянув на фото незнакомого человека, увидят признаки некоторых заболеваний. Задавшись разными целями, по одной и той же фотографии можно получить различные ин­формационные модели. Они будут результатом обработки образ­ной информации, полученной при разглядывании фотографии, и информации, сложившейся на основе знания специального профессионального языка.

По форме представления образно-знаковых моделей среди них можно выделить следующие группы:

  • геометрические модели, отображающие внешний вид оригинала;
  • структурные модели, отображающие строение объектов и связи их параметров;
  • словесные модели, описанные средствами естественного языка;
  • алгоритмические модели.

Знаковые модели можно разделить на следующие группы:

  • математические модели, представленные математическими  формулами, отображающими связь различных параметров объекта;
  • специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.).
  • алгоритмические модели, представляющие процесс в виде программы, записанной на специальном языке.

Домашнее задание: решите логическую задачу с помощью таблицы 

На очередном этапе автогонок «Формула-1» первые четыре места заня­ли Шумахер, Алези, Хилл и Кулхардт. Опоздавший к месту награждения телерепортер успел заснять пилотов, занявших второе и третье места, которые поливали друг друга шампанским. В это время Шумахер с четвертым гонщиком пожимали друг другу руки. Далее в кадр попал мокрый Хилл, поздравляющий пилота, занявшего второе место. Напоследок оператор снял сцену, в которой Шумахер и Кулхардт пытались втащить на пьедестал почета пилота, занявшего четвертое место. Просматривая отснятый материал, режиссер спортивного выпуска быстро разобрался, кто из пилотов какое место занял. Он знал, что в соответствии с церемонией награждения победителей гонок пилоты, занявшие первые три места, поливают друг друга шампанским из огромных бутылок знамени­той фирмы – спонсора соревнований. Какое же место занял каждый пилот?