Теория недели 08.10 - 13.10.2012

Основные этапы разработки исследования моделей на компьютере (Построение арифметических выражений с помощью языка программирования)

Математические операции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

сложение

А + В

А + В

А + В

вычитание

А - В

А - В

А – В

умножение

А * В

А * В

А * В

деление

А / В

А / В

А / В

возведение в степень

А ^ 2

А ^ 2

Нет

Элементарные функции:

Название операции

Форма записи

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

Абсолютноезначение х

Abs(x)

Abs(x)

Abs(x)

Ln x

Log(x)

Log(x)

Ln(x)

Arctg x

 

Atn(x)

Arctan9x)

Случайное число

 

Rnd

random(x)

Cos x

Cos(x)

Cos(x)

Cos(x)

Знак числа х

 

Sgn(x)

 

ex

Exp(x)

Exp(x)

Exp(x)

Sin x

Sin(x)

Sin(x)

Sin(x)

Целая часть числа х

 

 Int(x)

int(x)

tg x

 

Tan(x)

-

Целая часть числа х округление

 

Fix(x)

round(x)

Квадратный корень от х

Sqr(x)

Sqr(x)

Sqrt(x)

Квадрат числа

Нет

Нет

Sqr(x)

Деление нацело

 

\

DIV

Остаток от деления

Mod (a,b)

 a MOD b

a MOD b

Приоритет операций тот же, что и в математике.

Математическая запись

4∙10-4

0,62∙105

-10,88∙1012

Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке

4E-4

0.62E+5

-10.88E12

Структура программы

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

алг – название алгоритма (аргументы и результаты)
дано
 – условие применимости алгоритма
надо
 – цель выполнения алгоритма
нач – описание последовательности команд
кон

DIM описание переменных; 
{начало раздела операторов}
Операторы ввода, вывода, присвоения, арифметические операции,
Операции ветвления, цикла END.

PROGRAM <имя программы>;
VAR – 
описание переменных;
{начало раздела операторов}
BEGIN 
операторы ввода, вывода и обработки данных
END. 
{конец раздела операторов, конец программы}

Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:

  • Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
  • Типом;
  • Значением (значение зависит от типа переменной)

В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.

Элементарные функции:

Типы переменных

Форма записи

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

Целое положительное

цел

 

Byte 0..255 
Word 0..65535

Короткое целое

цел

 

Shortint
От -128 до 127

Целое

цел

Integer – 2 байта
От -32768 до 32767

integer
От -32768 до 32767

Длинное целое 
От -2147483648 до +2147483647

 

Long – 4 байта

longint

Вещественное

вещ

Single

Real
2,9x10-39 - 1,7x1038

 

 

Double

Single 
1,5x10-45 - 3,4x1038

Строковые

лит

String
До 32657 символов

String

Символьный

лит

 

Char

Логический

лог

Boolean

boolean

Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов

Название оператора

Форма записи

Школьный алгоритмический

Бейсик

Паскаль

Присвоение (присваивание)

:=

=

:=

Ввод

ввод

INPUT

READLN
READ

Вывод

вывод

PRINT

WRITELN
WRITE

Задача 1. Рассмотрите запись фрагмента программы на языке Бейсик. Запишите эти команды на языке Паскаль и на алгоритмическом языке. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a=3+2*4
b=(a MOD 10) + 24
a=(b\10) + 1

 

 

Задача 2. Рассмотрите примеры программ. Простейший алгоритм, запрашивающий имя и затем приветствующий его обладателя.

Школьный АЯ

Turbo Pascal

Basic

алг Знакомство (арг лит Имя, рез лит t) 
нач
вывод "Как тебя зовут ?"
ввод Имя
t := "Привет, " + Имя + "!" | "+" - операция сцепки
вывод t
кон

 

Program Hello;
Var Name: String; {Описание переменной Name строкового типа}
BEGIN 
Write('Как тебя зовут ? '); {Вывод на экран текста вопроса}
ReadLn(Name); {Ввод c клавиатуры имени}
WriteLn('Привет, ', Name, '!'); {Вывод на экран приветствия}
ReadLn
END.

CLS
INPUT "Как тебя зовут ?
", Name$
PRINT "
Привет, "; Name$; "!"
END

 

Задача 3. Чему будут равны значения переменных a, b, c, x после выполнения алгоритма, если при вводе их значения равны a = 5, b = 10, c = 20:

алг счет
цел a, b, c, x
нач ввод a, b, c
x := a + b + c
a := a * 5
b := a + b
c := 15
b := b * 3
вывод a, b, c, x
кон

Запишите данный алгоритм на языках программирования Бейсик и Паскаль.

Домашнее задание

 Написать на алгоритмическом языке, языках программирования Паскаль и Бейсик, алгоритм вычисления y по формуле: y = (1 - x2 + 5 x4)2, где x - данное целое число.