Теория недели 02.12 - 07.12.2013: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта

Модель, как отражение существенных свойств реального объекта.

В жизни Вы постоянно встречаетесь с моделями. Так кукла Барби и Кен – модель человека. Самая простая модель человека – это его фамилия и имя.

Что нам сегодня на уроке предстоит выяснить?

Что мы понимаем под словом модель?

Какие виды моделей существуют?

Какой вид моделей, на уроках информатики, представляет наибольший интерес?

Познакомиться с моделированием через конструирование за компьютером.

Давайте представим, что вам нужно в крупном магазине выбрать для себя новый телефон. Какие характеристики будут иметь для вас значение?

- Для одних важен внешний вид: «раскладушка», «классика», «слайдер», и т.д.

- Других интересует наличие камеры, ее качество.

- Кому-то важен выход в интернет.

Обычно перед запланированной покупкой, человек четко представляет себе образ будущего телефона, так?

Образ объекта (предмета, процесса или явления) – называют моделью.

Истоки моделирование обнаруживаются еще в далеком прошлом, еще древние художники на стенах пещеры рисовали модель удачной охоты – силуэты охотников и пораженные копьями звери.

Для объяснения правил дорожного движения пользуются изображение дороги и игрушечными машинами – это проще и удобнее. Нежели выйти на оживленный перекресток.

Для будущей застройки района города – создается макет. Это архитектурная модель района.

Каждый объект имеет большое количество свойств. В процессе построения модели выделяются главные наиболее существенные. Так при выборе телефона в магазине для вас были важны определенные свойства.

Модель – это некоторый новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления процесса.

Замену реального объекта его подходящей копией называют моделированием.

Рассмотрим классификацию моделей по области использования и по способу представления.

1. Классификация моделей:

· по области использования:

- учебные модели (наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы),

- опытные (натуральные) модели (уменьшенные или увеличенные копии объекта),

- научно-технические модели (созданы для исследования процессов и явлений - обычно приборы),

- игровые модели (военные, экономические, спортивные, деловые игры – для отработки поведения объекта в различных ситуациях),

- имитационные модели (отображают реальность с той или иной степенью точности).

· по способу представления:

- материальные – воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала, всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, манекен, макет машины),

- информационные – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта. Различают:

- Вербальные модели,

- Знаковые (графические) модели: различают:

-Компьютерные,

-Некомпьютерные.

2. Статические и динамические модели.

- динамические (изменяющиеся во времени),

- статические (при анализе модели время можно не учитывать).

А что является моделью человека? (кукла, манекен, робот…).

3. Графические информационные модели.

Графические информационные модели представляют собой: рисунки, чертежи, схемы, графики, таблицы и диаграммы, карты, графы, блок-схемы.

Графические модели более информативны, чем вербальные.

Например: при изучении Солнечной системы, мы можем использовать вербальную информационную модель текст и таблицы, а еще лучше схемы и рисунки.

При изучении биологии кроме стандартных вербальных информационных моделей (учебников), используют фотографии манекены, рисунки и схемы.

Наверняка каждый из вас сразу ответит: Глобус это модель чего? (Земного шара). А какая это модель? По области использования: - учебная или имитационная, по способу представления: - материальная. Скажите, пожалуйста, для чего нам нужна модель Земного шара? -…

Цель моделирования не в стремлении упростить изучаемый объект, а в представлении его в удобной форме для дальнейшего исследования.

Домашнее задание:

Раздать карточки-загадки (словесная модель (загадки)). Составить графическую модель (нарисовать отгадку), математическую модель (сформулировать условие задачи, в которой отражается отгадка), материальную модель (используя пластилин, бумагу, конструктор и др. смастерить отгадку).