Теория недели 23.01 - 05.02.2014: Проектная деятельность

Проектная деятельность

При работе над проектом перед каждым учащимся стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проекта. Не все проекты будут высокого качества. При оценке нужно дифференцированно подходить к каждой работе, так как для некоторых учащихся работа в какой-либо программной среде – не проблема, а другие видят ее впервые; для учащихся гуманитарного профиля не вызывает, например, трудностей написание сценария, зато труднее справится с технической частью проекта, зато для учащихся физико-технического профиля – все наоборот. Оформление, разработка дизайна у большинства детей вызывает огромные трудности.

Работа над индивидуальным проектом способствует развитию творческих способностей обучающихся. Создание, например, презентации, открывает перед ними возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д. Работа над проектом способна сформировать у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины. Изучая, например, раздел “Компьютерная графика”, средства создания и редактирования компьютерного рисунка, важно показать, что это не только набор типовых элементов графической информации, но и выразительное средство, имеющее содержательное наполнение. Так же как аудио- и видеофрагменты могут и помогать, и мешать восприятию материала из любой предметной области.

Работа с проектом способствует развитию логического мышления лицеистов, приучает их планировать свою деятельность. И еще: проект представляет собой уникальную возможность интеллектуального вызова для обучающегося–разработчика.

С точки зрения “массовых целей” сегодняшнего образования, пользовательский аспект – умение использовать компьютерные технологии в своей работе – стоит на одном из первых мест.

 Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. В ходе работы, над проектами обучающиеся учатся приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач. Развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой – автор вынужден постоянно контактировать с другими учениками, преподавателями, обращаться за помощью, советом и конструктивной критикой). Обучающемуся потребуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.

Критерии оценки каждого проекта различные, но общим является эстетика оформления результатов выполнения, умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов. В качестве примера приведем критерии оценки проекта, выполняемого в среде презентационного процессора.

 

 

Самооценка

Оценка жюри

1) Выбор темы (актуальность, новизна, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты)

 

 

a) Логичность изложения материала

 

 

b) Раскрытие темы

 

 

c) Наличие вывода (если необходимо)

 

 

d) Информативность (количество известной и неизвестной информации)

 

 

e) объем переработанного материала

 

 

2) Оформление

 

 

a) читаемость текста,

 

 

b) выбор подходящей цветовой гаммы

 

 

c) соответствие дизайна содержанию презентации.

 

 

3) Подбор иллюстраций

 

 

a) свои рисунки (стандартные рисунки)

 

 

b) сканированные фотографии

 

 

4) используемые эффекты:

 

 

a) анимация

 

 

b) звуки (свои, стандартные)

 

 

c) видео

 

 

5) оправданность (нужность) используемых эффектов

 

 

6) навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования)

 

 

7) объем работы

 

 

Домашнее задание: Повторение изученного материала в курсе Pascal