Информационные технологии на уроках физики

КГУ имен Ахмета Байтурсынова.

Байтурсыновские чтения.

Материалы Международной научно-практической конференции. Журнал №2(6) 2010 Приоритетные направления развития гуманитарной науки в университете

Косенко Л. В., учитель физики СВУК 2 категории ср. школы №22

Кравченко С. В., учитель физики и информатики СВУК без категории ср. школы №22

Информационные технологии на уроках физики

стр. 57 – 60

Время всегда заставляет нас искать новые формы работы, то, что казалось новым вчера уже неактуально сегодня. На смену объяснительно-иллюстративным методам пришли инновации. Современная школа не должна отставать от требований времени, а современный учитель должен осваивать новые формы и методы работы, так как главная задача школы – воспитание грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Впервые это понятие появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В Казахстане процесс становления своей национальной модели образования сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условияхважнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика.

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.

Слово «технология» в толковом словаре трактуется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В настоящее время существует множество различных педагогиче­ских технологий.

Технология уровневой дифференциации (Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У.)

Данная технология обучения основана на педагогической системе, учитывающей условия уровневой дифференциации обучения, которая отличается четким выделением микроцелей и результатов усвоения. Синтез этих условий предполагает необходимость расширения вышеперечисленных требований с учетом следующих:

· целостность методической системы обучения;

· модульный характер учебного процесса, складывающегося из блоков, наполняемых разным содержанием (методическую систему выражают совместно учитель и ученики).

Новая педагогическая система: "Концентрированно-интенсивное обучение” (Нурахметов Н.Н., Абдыгалиев К.А.)

Ключевыми элементами КИО являются

· объединенные классы с разновозрастными учащимися;

· четырехзвенные концентрированные уроки;

· разноуровневое обучение: стандартное, алгоритмическое, эвристическое, творческое;

· самостоятельные дифференцированные задания, как для индивидуальной работы, так и для работы в малых группах;

· маршруты-программы по учебным предметам;

· интегрированные учебные темы;

· индивидуальная - парная - групповая работа над учебным материалом в объединенных классах;

· рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся.

Главной особенностью системы КИО является организация и проведение урока по маршрутным программам по каждому предмету. Особенность маршрутов-программ объясняется принципом отбора материалов, которые могут включать аналогичные темы из 2-3 учебников, предназначенных для учащихся объединенных классов.

Технология обучения на основе системного подхода (Т.Т.Галиев, З.А.Куттыкужанова)

Обучение по технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов.

· На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции знаний учащихся.

· На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний.

· На третьем этапе организуется учебная деятельность. Исследованиями ученых доказано, что важным фактором в формировании у школьников системы знаний является структура самого учебного материала, что наиболее значительный эффект обеспечивает системная организация материала. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обобщение знаний, они перестраиваются в стройную систему с иерархическими взаимосвязями, образуя целостную картину.

Проект "Критическое мышление” (распространяется Центром Демократического Образования Сороса)

Миссия проекта: Оказание помощи преподавателям и учителям, которые желают поддержать демократические процессы через свои учебные занятия, которые хотят сделать учебный процесс в школе истинно демократичным. Для этого они пересматривают свои уроки так, чтобы использовать на них конкретные взаимосвязанные между собой стратегии обучения, нацеленные на развитие критического мышления и самостоятельного обучения.

Демократизацию образования авторы понимают как изменение ролей в классе. Главная ценность в классе – это ученик, и ему предоставляется право добывать знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать свой выбор. На смену механически повторяющему то, что написано в учебниках и услышано на лекциях преподавателю, приходит учащийся, который может выбрать источники информации, сравнить, проанализировать и дать свою оценку.

За свое собственное образование в ответе только ученик.

Результат реализации проекта: рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки не только по письму и чтению, но и по другим школьным предметам.

Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М.Эрдниев)

Укрупненная дидактическая единица – УДЕ – это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев, и внутри блока родственных учебных предметов.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной работы.

Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО)

Учебный процесс складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.

Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.

Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску (в некоторых случаях – элементам исследовательской деятельности) даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний»

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения.

Наиболее известные групповые формы работы – "большой круг”, "вертушка”, "аквариум”, "мозговой штурм”, "дебаты”.

Информационные компьютерные технологии позволяют по-новому использовать на уроках физики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, сделать урок современным с точки зрения использования технических средств, приблизить урок к интересам современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств и Интернета. Дети гораздо чаще используют при подготовке к урокам и любым другим мероприятиям информацию из Интернета, чем книги, журналы и различные другие печатные материалы.

При выполнении домашнего эксперимента, лабораторных опытов и подготовки к урокам-конференциям, урокам-семинарам учащиеся используют не только компьютер для подготовки презентации и рефератов, но и сотовые телефоны, создавая видео-, фото- и аудиоматериал. Дети предоставили материал по следующим темам: диффузия – опыт с перманганатом калия, опыты доказывающие существование атмосферного давления и давление в жидкостях. Этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы учеников.

Компьютер становится помощником не только ученика, но и учителя.

На данный момент в нашей школе кабинет физики достаточно оснащен техникой, имеет в наличии компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску, наушники, микрофон, колонки. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: всевозможные программы, интерактивные курсы, физические компьютерные энциклопедии и пособия, учебные фильмы на дисках, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала помогает использование слайд – фильмов, интерактивных моделей, флипчартов. Использование информационных технологий эф­фективно на уроках физики также при изучении нового материала, при первичном закреплении, проверке домашнего задания, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд – фильмов, флипчартов во время лекций, семинаров, конференций обеспечи­вает наглядность, динамичность, более высокий объем и уровень информа­ции в сравнении с традиционными методами, повышает интерес к изучаемым вопросам и в целом к предмету. Нами были разработаны уроки с использованием флипчартов по следующим темам: «Что изучает физика», «Диффузия», «Инерция», «Давление в твердых телах», «Давление жидкости и газа», «Атмосферное давление», «Конденсация. Испарение», «Тепловые двигатели», «Роль тепловых двигателей. Охрана окружающей среды. КПД», «Звуковые волны в природе и технике». При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для учителей и учеников.

Подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, система­тизации и оформления информации к уроку. Процесс подготовки к урокам как магнит тянет к учителю таких же творческих ребят, развивает и совершенствует их личность.

Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, развивают информационные, коммуникативные компетенции, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.