Воспитание поликультурности и патриотизма на уроках физики и информатики

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Кравченко Светлана Васильевна

ГУ «СШ №22 отдела образования акимата города Костаная», г. Костанай, Казахстан

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

«Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать. Патриотизм – это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества. Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания... Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». /1; 14/

В процессе преподавания любого предмета, в частности – физики и информатики, учитель использует большие возможности для воспитания у учащихся:

ü любви к своему Отечеству;

ü гордости за родную науку и технику;

ü глубокого уважения к тем, кто своим умом, знаниями, трудом приумножил славу нашей Родины – Казахстан, кто в тяжелой схватке с врагом отдал за нее свою жизнь.

Воспитание патриотизма будет действенным тогда, когда в этом будут задействованы абсолютно все, руководитель страны – не исключение.

Нурсултан Назарбаев встретился с учениками выпускных классов школ Астаны: группа из 22 парней и девушек получила возможность прослушать урок патриотизма от Главы государства.

Начиная урок, Президент в первую очередь поздравил школьников с началом нового учебного года и рассказал, что по всей стране распахнули двери 7 700 учебных заведений, за парты сели 2 млн. 540 тысяч учащихся.

«К 1 сентября было открыто 77 новых школ, в том числе пять Интеллектуальных школ, а к концу года будет сдано еще 82 учебных заведения, – рассказал ребятам Нурсултан Назарбаев. – Такого в истории нашего государства никогда не было. За период независимости в нашей стране родилось более 6 миллионов детей. И озвученную мною Стратегию развития Казахстана до 2050 года будет реализовывать именно ваше поколение. Сегодня наша страна динамично развивается, благодаря совместной работе ваших родителей и всех граждан мы продемонстрировали успехи Казахстана всему миру».

Президентский урок проходил на базе школы-лицея №64, которая была построена в рамках инициированной Главой государства программы «100 школ, 100 больниц», однако на встречу с Нурсултаном Назарбаевым собрались ученики разных школ, показавшие высокие достижения в учебе, спорте и творчестве. Патриотизм как главная тема был выбран не случайно: сегодняшние школьники завтра станут взрослыми людьми, на плечи которых ляжет забота о государстве.

«Любовь к Родине начинается с уважения к государственным символам, – отметил Президент. – Государственный флаг воплощает собой историю, традиции нашего народа, а также характеризует устремления молодой нации на достижение всех поставленных целей и задач. Герб символизирует наш общий дом, где шанырак со звездой – это древний образец мира и защиты от посягательств на родную землю. Нельзя путать патриотизм с национализмом. Патриот тот, кто любит свою страну и к другим государствам относится с уважением».
Особым проявлением патриотизма Нурсултан Назарбаев назвал любовь к столице нашей страны – Астане. Как подчеркнул Президент, столица – это лицо государства, символ его процветания, и когда гости из- за рубежа посещают Астану, видят ее прекрасную архитектуру, чистые, ухоженные улицы, у них складывается впечатление о стране в целом.

Президент обратил внимание учащихся на любовь к родным и близким, уважение к родителям как на еще один символ казахстанского патриотизма. Кроме того, он отметил значимость изучения истории собственной страны и родного края в патриотическом воспитании молодого поколения. «Быть настоящим патриотом нельзя без знания истории родной земли, родного языка, своих корней. У казахстанцев есть земля, на которой они родились, – это наша Родина. Необходимо систематизировать все сведения об истории страны и разработать ее канонизированную версию, – сказал Президент Казахстана».
Стоит отметить, что начиная урок, Нурсултан Назарбаев предложил ребятам рассказать, как они сами понимают патриотизм, какой смысл вкладывают в это слово. И многое из того, что рассказали школьники, было сродни высказанным Главой государства идеям. Патриотизм – это носить родину в своем сердце, учиться и работать на 100%, уважать государственные символы, видеть и верить в будущее своей страны, болеть за спортсменов, представляющих твою страну на международной спортивной арене… Вот только немногие из ответов ребят. Формулировали свои мысли школьники по-разному, но лейтмотив каждого ответа был общий: патриот – это человек, который любит свою Родину.

«Мне кажется, что у физики и патриотизма есть много общего, – необычно начал ученик 11-го класса школы-лицея №64 Айтмухамбет Сейтен, обращаясь к Главе государства. – К примеру, один из основных законов физики – это закон притяжения. Я в Вашей книге «Казахстанский путь» прочитал о том, что сотни тысяч наших соотечественников после обретения страной независимости начали возвращаться на свою историческую родину, в Казахстан. Поэтому основным законом патриотизма также является закон притяжения – притяжения к своей Родине».

Как отмечали после окончания встречи ее юные участники, этот урок и этот учитель останутся в их памяти на всю жизнь. Озвученные Президентом слова и идеи нашли в их душах живой отклик, заставили еще раз задуматься над своим будущим в контексте будущего своей страны, ведь для настоящего патриота эти понятия всегда взаимосвязаны. /2; 1/

Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому нашего народа. Патриотическое воспитание – это воздействие не только на умы школьников, но и на их чувства. Интересно подобранный, ярко и эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след, а задания для самостоятельного рассмотрения этих вопросов и создание различных проектов по темам, позволяют глубоко осмыслить изучаемый материал.

В конкурсе «Школа будущего» организованным ГККП «Городская школа детского творчества» принял участие ученик 10 класса нашей школы – Белов Александр и завоевал первое место со своей творческой работой. Задачи конкурса: Воспитание патриотизма и единства; Повышение уровня активности школьников; Развитие навыков конструктивного творческого мышления и воображения в ходе разработки конкурсных материалов и обучение школьников работе в команде.

Школьникам было предложено описать, изобразить в макете и разработать в мультимедиа свое представление о том, как будут учиться уже их дети и внуки.

Идея Александра: его внучка рассказывает о своей школе нового формата, проводя одновременно параллель со школой, в которой учился ее дедушка.

В условиях поликультурного общества формирование чувства патриотизма на уроках информатики устанавливается в виде межпредметной связи с казахским, русским и иностранным языками и осуществляется через:

1) обогащение словарного запаса терминологией по информатике;

2) использование правил орфографии и пунктуации при создании текстового материала;

3) использование текстов, связанных с национальным фольклором, при работе с текстовым процессором;

4) развитие речи в процессе защиты проекта, в процессе участия в дискуссии и при устном ответе;

5) закрепление навыков владения английским языком при изучении операционных систем и языков программирования;

6) понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы;

7) телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков. /3; 65/

1) использование правил орфографии и пунктуации при работе с проектной деятельностью;

2) обогащение словарного запаса терминами из области информатики и информационных технологий, в том числе международными;

3) понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией;

4) использование телекоммуникационных ресурсов как инструментов изучения иностранных языков. /4; 57/

В условиях поликультурного общества формирование чувства патриотизма на уроках физики устанавливается в виде межпредметной связи с родным языком (казахским, русским) и осуществляется через:

1) лексика языка;

2) устная и письменная коммуникация (рассказ, эссе, сочинение, реферат,

3) творческий проект);

4) коммуникативная культура;

5) знание основной терминологии физики, развитие речевой культуры

6) учащихся с использованием физических терминов. /5; 69/

В процессе глобализации, интенсификации межкультурных контактов представителей разных стран наметились новые тенденции развития мирового сообщества в рамках поликультурности, толерантного отношения к культурному многообразию и культурным особенностям других народов. Так, в условиях интенсивной интеграции культурных сообществ значительно трансформируется модель воспитания, которая при сохранении своих базовых основ начинает генерировать и осваивать новые идеи. Однако из таких новшеств проявляется в устойчивой тенденции формирования поликультурного воспитания, которое представляет собой действенный механизм, способствующий развитию демократического типа мышления и поведения, коммуникативных навыков и толерантности во взаимодействии социальных субъектов. /6; 13/

Содержание поликультурного воспитания многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы полиязычного воспитания в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов. /7; 92/

Подводя итог, следует заметить, что для формирования коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и творческой жизнедеятельности в поликультурной и многонациональной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения друг к другу, к другим культурам, умение жить в мире и согласии, необходимо патриотическое и поликультурное воспитание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д. С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983. – 190 с.

2. Магер Ю. Президентский урок патриотизма. //«Казахстанская правда». 04.09.12 г./ источник http://pricom.kz/?p=25233

3. Министерство образовании и науки Республики Казахстан. Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Учебные программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана 2013. – 88 с.

4. Министерство образовании и науки Республики Казахстан. Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Учебные программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» уровня общего среднего образования (10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений) – Астана 2013. – 63 с.

5. Министерство образовании и науки Республики Казахстан. Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Учебные программы по предметам образовательной области «Естествознание» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана 2013. – 102 с.

6. Основы современной цивилизации /под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Академия, 2008. – 49 с.

7. Агранат Ю. В. Полиязычное образование: теория и методология. – Алматы: Білім, 2008. – 343 с.